БЛЯТЬ, ДАЙТЕ УЖЕ СИГАРЕТУ.
29.04.2019 в 18:01
Пишет andre;:ЭндгеймURL записи
Спойлеры про Тони, Стива и БакиЯ ждала смерти Тони безо всяких спойлеров ещё с прошлого фильма — ждала, потому что было видно, что его история идёт к концу, и конец так же закономерен, как смерть Логана.
Я думала, дело будет так: Тони вернётся на Землю, откажется от костюма Железного Человека, всех своих компаний и привилегий, загасится в какой-нибудь глубокой жопе мира, бичуя себя виной, будет пить или даже употреблять вещества. В один прекрасный день к нему придёт Пеппер, которая сумела построить новую жизнь, и скажет: послушай, я знаю, как ты устал, и мне очень жаль, что это с тобой случилось. Очень жаль, что не удалось спасти Питера. Жаль, что у нас с тобой ничего не вышло. Но ты не виноват. Ты должен жить дальше и делать то, что делает тебя тобой. И ты должен отпустить себя.
Тони соберёт в кулак все силы, ответит на очередной призыв Мстителей, будет сражаться и героически погибнет в битве, напоследок успев в метафорическом смысле спасти и себя — свою душу, свою self-identity, свою способность не сдаваться и быть сильным и деятельным.
Первую половину этого сценария я описала в айронвинтере. Но чего я не ждала — так это того, что Тони найдёт в себе силы жить счастливо. Что он действительно исполнит мечту о ребёнке, которую озвучил в прошлом фильме, и что сумеет отказаться от костюма и компании, не впав при этом в глубокую депрессию. Вот эти пять счастливых лет — это же лучшее, что с ним было, и он выбрал их сам.
Это важно. Тони стал так силён, так целостен, так гармоничен, что отныне может не идти на поводу у импульса, вины, общественных веяний, а выбирать то, что ему важно и нужно. Выбирать ту жизнь, которую он хочет. И выбирать ту смерть, которую хочет (в тот момент, когда приходит время).
Ключевая штука — миг, когда Тони переглядывается со Стренджем, а потом забирает у Таноса камни бесконечности, вставляя их в свой костюм. Ты смотришь и понимаешь: он сейчас выбрал. Он знает, что его ждёт — уже видел, к чему это привело Халка, и отдаёт себе отчёт, что камни — это смерть. Он готов. Он сделал свой выбор добровольно. Его не убил Танос, не одолели впопыхах, в схватке, не пустили под раздачу ради чужих целей. Он решил сам.
А ведь, если вдуматься, это и есть суперсила Тони — вершить свою судьбу.
Ну и, конечно, было ужасно дико смотреть на измождённого Тони в кресле под капельницей, худого, крикливого, измученного, всех обвиняющего; все эти жуткие сцены нужны для того, чтобы подчеркнуть путь, который он прошёл, контраст с тем катарсисом, которого он достигнет в конце.
Ещё меня поразил Стив. У меня были надежды на то, что однажды Стиви тоже сумеет пожить по-человечески, но я не думала, что надеждам суждено сбыться в таком объёме. Максимум, на что я надеялась, — что Стив заметит, осознает и примет свою проблему.
По предыдущему фильму у меня сложилось впечатление, что лёд тронулся: Стив там очень трепетно наблюдал за Вандой и Вижном, и у него на лице было написано сожаление и досада: вот, мол, ребята нашли в себе силы жить, любить друг друга и быть вместе, а я не могу. Почему я не могу? Почему, чуть что, я бегу жертвовать собой? Почему в моих глазах жизнь любого другого человека ценнее, чем моя собственная? Почему я за чужое существование готов бороться и идти до конца, а в своём существовании не могу сделать вообще ничего, что было бы отдалённо похоже на личное счастье?
Это всё очень трудные вопросы, и я думала, что в финале «Мстителей» Стиви найдёт возможность ответить на них. Хотя бы просто ответить. А уже потом, где-то за кадром после — научиться с ними жить, потихонечку разгребать их, потихонечку разрешать себе личное.
И вдруг — такой скачок вперёд. Колоссальный рост, колоссальное преодоление своих заморочек, комплексов, хронической недолюбленности, ощущения незначительности своих интересов. Никогда не уважала его так сильно. Чёрт побери, Стив даже ведёт психологическую группу «Как научиться жить дальше». Неужели это правда и канон.
Расплакалась в итоге от двух вещей — от смерти Тони и оттого, что Стив смог жить. Пусть не «здесь и сейчас», а в том времени, где ему комфортно, но ведь и это неплохо.
А вот Баки ужасно недодали, но не то чтобы это неожиданно. По крайней мере, одна штука мне понравилась в те несколько секунд экранного времени, что были у Баки. Прекрасно показали принятие. У Баки есть потрясающая способность принимать действительность такой, какая она есть, без гнева, протеста и обид.
Вот он обнимается со Стивом. Вот он говорит ему: возвращайся. Вот Стив уходит, проходит положенное время — а он не возвращается. Мы видим лицо Баки; видим, как постепенно на нём появляется понимание, что Стив и не вернётся; как он смотрит вдаль, на лавочку, и как вдруг догадывается… но не бежит ругаться, не идёт спорить, не держит обиду, а принимает и понимает выбор Стива, даже как-то внутренне радуется ему.
Это, по-моему, и означает любить другого человека — способность принять его осознанный выбор, даже если сам ты этот выбор не сделал бы; порадоваться за него, помочь ему достичь того, чего он хочет, а не склонять к тому, чего хочешь ты.
И когда Сокол получает щит Капитана, Баки тоже это принимает.
Люблю его очень, в общем.
И, конечно, стоит сходить в кино ещё пару раз.
Обзорам